Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» priority_1944
Код специальности: 25.05.03

О специальности

Факультет: РКФ
Срок обучения: 5 лет
Выпускная квалификация: Инженер
Вступительные экзамены:
  • Обязательные
  • Русский язык (40)
  • Математика (39)
  • По выбору
  • Физика (39)
  • Информатика и ИКТ (44)
Общее количество бюджетных мест в 2021 году: 25
Минимальный проходной балл в 2020 году: 143
Общее количество платных мест в 2021 году: 35

Полная стоимость обучения в 2020 году: 311282 руб./год

Для поступающих с конкурсным баллом не ниже 160: 265270 руб./год (Разница до полной стоимости обучения в размере 46012 руб. компенсируется из собственных средств ТУСУРа)

Как подать документы

Документы можно подать через личный кабинет

Вопросы о поступлении

Интересующие вас вопросы можно задать в личном кабинете
или по телефону (3822) 900-100

Значение специальности для экономики России

Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (ТЭТРО) является одной из немногочисленных специальностей в России, в рамках которой осуществляется подготовка инженерных кадров. Срок обучения составляет 5 лет. Кафедра КИПР осуществляет подготовку специалистов ТЭТРО по специализациям № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования аэропортов и воздушных трасс» и № 2 «Информационно-телекоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита».

Специализации № 1 и № 2 имеют важное значение для формирования кадрового технического и инженерного состава и резерва авиакомпаний и авиапредприятий сибирского региона, среди которых – аэропорты таких городов, как Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и др. Наши специалисты работают в аэропортах соседних регионов, а также на авиационных и вертолётостроительных предприятиях России.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются наземные и бортовые:

  • радиолокационные, радионавигационные и связные системы;
  • системы и средства контроля и диагностики технического состояния эксплуатируемого оборудования;
  • системы передачи информации о движении транспортных средств и внешних условиях их эксплуатации;
  • системы комплексной обработки, отображения и регистрации информации о движении транспортных средств и внешних условиях;
  • системы управления движением транспортных средств и системы предупреждения их опасных сближений;
  • системы, обеспечивающие техническую защиту информации;
  • средства радиоэлектронной борьбы.

В ходе обучения студенты овладевают эксплуатационно-техническим, проектно-конструкторским и научно-исследовательским видами деятельности, что позволяет им успешно решать свои профессиональные задачи.

Рабочие учебные планы специальности

Учебный план по каждой специализации содержит более 50 дисциплин, в которые входят естественнонаучные, гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Среди общепрофессиональных стоит отметить дисциплины схемотехнической направленности (электротехника и электроника, радиотехнические цепи и сигналы, аналоговая и цифровая схемотехника электронных средств, микропроцессорная техника, программируемые логические интегральные схемы, цифровая обработка сигналов, автоматизированное проектирование электронных средств); дисциплины системотехнической направленности (системотехника электронных средств, электродинамика, формирование и передача сигналов, прием и обработка сигналов, антенны и устройства сверхвысоких частот, системы связи и телекоммуникаций, автоматика и управление, основы телевидения и видеотехника, радиолокационные и радионавигационные системы); специальные дисциплины и дисциплины специализации (менеджмент качества в инженерно-авиационной службе, надежность и техническая диагностика транспортного радиооборудования, энергосиловое оборудование воздушных судов и аэропортов, электромагнитная совместимость, организация воздушного движения, безопасность полетов, автоматизированные системы управления воздушным движением, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов, методы и средства радиоэлектронной борьбы, техническая защита информации, информационная защита телекоммуникационных систем, информационная безопасность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов).

Кроме этого в течение всего периода обучения студенты ежегодно проходят практики на крупнейших профильных предприятиях России (авиапредприятия Томска, Новосибирска, Железногорска, Кемерово; АО «ИСС» им. Акад. М.Ф. Решетнева; АО «НПФ «Микран» и др.), а, начиная со второго курса, занимаются по выбору учебно-исследовательской работой или групповым проектным обучением (ГПО). Стоит отметить, что ГПО дает студентам возможность реализовать свою идею в области системного проектирования и эксплуатации электронных средств на практике и в перспективе открыть свой собственный бизнес.

Дисциплины учебного плана реализуются высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, а сам план составлен таким образом, чтобы сформировать у студента способность к системному мышлению, самоорганизации и дальнейшему самообразованию.

Трудоустройство

Выпускники получают гарантированное высокооплачиваемое трудоустройство на авиапредприятиях, на предприятиях радиоэлектронной промышленности и в наукоёмких фирмах, специализирующихся в области разработки, проектирования и эксплуатации транспортного радиооборудования.

Инженеры специальности также востребованы на таких крупных предприятиях, как ООО «Аэропорт ТОМСК» (Томск), ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» (Томск), АО «НПФ «Микран» (Томск), АО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск), Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь», (Каменск-Уральский), авиационные заводы и КБ (Комсомольск, Улан-Удэ), ООО «Томсктрансгаз», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ООО «ВымпелКом-Инвест» (Билайн), ПАО «МегаФон» и многих других.


15 бюджетных мест в 2021 году, Радиоконструкторский факультет, Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры

Область профессиональной деятельности выпускников по специализации №1 – техническая эксплуатация транспортного радиооборудования: радиолокационных и радионавигационных систем и комплексов, систем связи, радиосистем ближней навигации, радиовысотомеров, самолетных ответчиков, метеонавигационной радиолокационной системы, радиокомпасов.

Образовательный модуль специальности по специализации №1 включает такие дисциплины как безопасность полетов, организация воздушного движения, менеджмент качества в инженерно-авиационной службе, энергосиловое оборудование воздушных судов и аэропортов, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования аэропортов и воздушных трасс т.д.

10 бюджетных мест в 2021 году, Радиоконструкторский факультет, Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры

Область профессиональной деятельности выпускников по специализации №2 – техническая эксплуатация и информационная защита информационно-телекоммуникационных систем на пилотируемом и беспилотном воздушном транспорте, наземных и бортовых радиолокационных и радионавигационных комплексов, систем связи, обеспечивающих безопасность, регулярность и эффективность транспортных услуг.

Образовательный модуль специальности по специализации №2 включает такие дисциплины как безопасность полетов, организация воздушного движения, информационная безопасность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, техническая защита информации, информационная защита телекоммуникационных систем, методы и средства радиоэлектронной борьбы и т.д.

Обучение на стыке эксплуатационного профиля, радиотехнического профиля и профиля по защите информации в информационно-телекоммуникационных системах на транспорте – это уникальное сочетание предметных областей трех современных специальностей и направлений подготовки, позволяющее получить актуальные и востребованные знания энциклопедического масштаба всего за 5 лет.